Надежда
Леди Копака, 2006
Я потерял счет годам – многие, бесчисленные годы я маюсь в этом ужасном месте. Дни так темны и ужасны, каждый следующий похож на предыдущий. Здесь всегда так холодно, и, тем не менее, воздух горяч, паляще горяч. Что я говорю? Эта земля всегда была такой. Сколько времени прошло с тех пор, когда я видел ясный день, и было ли это вообще? Хотя бы один раз в виде исключения увидеть чисто-голубое небо, наполненное большими белыми облаками, омываемыми позади солнечным светом. Давно пропала надежда на холодную воду, в которой можно искупаться, на теплый солнечный свет, который согреет, на воздух. О, как бы хорошо было вдохнуть холодный, свежий воздух. Но что мы вдыхаем? Яд. Я нахожусь на Войя Нуи. Этот остров не рай, как такое вообще могло прийти в голову? Это суровое опустошенное место; полностью лишенное жизни, которая еще теплится лишь в моих товарищах-Маторанах. Это горящая и замерзающая земля, нескончаемая пытка.
Наш Турага умер много лет назад, так много лет назад, что я уже забыл его. Все так безнадежно, я пытаюсь лишь найти еду, воду и как-то поддержать Маторанов, но не чувствую, что это действительно приносит какую-то пользу. Как же я мечтаю, чтобы один день … только один, все шло так, как я хочу… Но этого никогда не будет. Мир жесток и несправедлив, как иногда замечает Пирук, а на самом деле – он такой всегда. У меня не хватает времени, чтобы записать все это, надо идти на поиски воды, которой мне сейчас ужасно хочется.
Кази.
***
Ко-маторан отложил перо, и мгновение смотрел на табличку, читая написанное. Он вздохнул, все еще чувствуя огорчение от того, что произошло. Но ему не следует жаловаться. Если бы он знал, это бы никогда не произошло.
Потягиваясь, он медленно поднялся и вышел из своей хижины, устремив глаза в землю, как если бы ему пришла в голову мысль, глубокая мысль, как будто он размышлял сразу о многом.
- Кази, вернись на Войя Нуи!
Голос, определенно принадлежал Далу, как всегда, торопящейся и настойчивой.
Кази взглянул на нее и сердито пропыхтел:
- Но в том-то и дело, что я не хочу возвращаться в это ужасное место.
- Ну хорошо, тогда перестань жаловаться, это уже будет лучше, - улыбнулась Далу, ее глаза блестели.
Кази не мог не согласиться, но те мысли все еще не оставляли Маторана. Он сухо кивнул:
- Хорошо, хорошо… А как обстоят дела?
- Пока никак…
- Далу, здесь же всегда что-то происходит.
Она покачала головой и потерла руки с легкой лукавой улыбкой:
- Пока ничего не произошло.
- Это пока, - прокомментировал Кази. – Я ухожу искать Гарана, не знаешь, где он?
- Вероятно в своей хижине, последний раз я его видела там, - ответила Далу. – Мне тоже надо идти – слышала, что кого-то из Маторанов тревожили Рахи. Говорят, они ведут себя очень обеспокоенно.
- А кто бы не был обеспокоен в этом месте? – усмехнулся Кази.
- Ох, попробуй сказать что-нибудь немного более ободряющее? – Далу повела глазами. – Не беспокойся, пока.
***
Кази шел вниз по старой дороге к хижине Гарана. Мало кто из Маторанов гулял, большинство искали еду или отдыхали в своих домах, прежде чем заняться другой тяжелой работой. Окружающая местность представляла собой жалкое зрелище, деревня казалась заброшенной: холодная, продуваемая ветром и пустая.
Кази шел через камни, и слегка споткнулся. Он остановился, посмотрел на маленький изогнутый камень и что-то пробормотал ему.
Когда он уже был недалеко от места своего назначения, Кази отметил, что небо стало темнее, штормовая темнота была совсем непохожа на обычные низкие облака. Огромные тучи нависли над ним, а затем поднялся холодный ветер.
Эх, становится только хуже, - подумал Кази. – Или, может быть, хороший шторм и принесет нам какую-нибудь пользу….
- Кази, Кази! – прозвучал голос позади него. Ко-Маторан повернулся и увидел Гарана, быстро приближающегося к нему вместе с каким-то Та-Матораном. Лице Гарана выражало беспокойство и тревогу.
Ох, Гаран снова выглядит так, как будто только что произошло что-то плохое. Или скоро произойдет.
- Что?
Гаран подошел и глубоко вздохнул:
- У нас проблема.
- Ну и какая?
- Большая.
***
Кази молча стоял на большой отвесной скале, повернувшись к океану, тяжело обрушивающему волны на утес, и смотрел вдаль. Он не мог по-настоящему описать это, но с облаками что-то происходило.
- Ну и что это? – спросил Кази нетерпеливо и саркастически.
Маторан, пришедший с Гараном, хорошо изучил погоду. Он обычно мог заранее предсказать приближение шторма по изменениям, происходящим в окружающем мире.
- Это не какой-нибудь обычный шторм, - объяснил он. – Хотя, думаю, в каких-то других местах такие штормы и могут быть совершенно обычными. Я всегда думал, что мы находимся на юге, и здесь этого не бывает, но…
- Просто скажи мне одним словом, что это? – огрызнулся Кази.
Гаран недовольно взглянул на него, но Маторан проигнорировал невежливое отношение Кази.
- Ураган.
Ветер подул сильнее, и на этот раз Кази пришлось прикрыть руками глаза от мелких камней и пыли. – Ураган?
- Это такой огромный шторм, - объяснил Та-Маторан. – Это ужасно сильный ветер, сметающий практически все на своем пути. Не считая того, что иногда бывает еще и град, и впоследствии - наводнения.
- Я знаю, что такое ураган. Я помню, как минимум, тот, который налетел на нас очень давно. Я просто удивляюсь, что спустя столько лет на нас собирается обрушиться еще один, - заметил Кази.
Гаран тоже был шокирован:
- Ну, а что, если это он дойдет до нас?
- Это хороший вопрос. Если он дойдет до нас… У нас будет много проблем… как вообще в последнее время.
- Лучше спасаться, чем жаловаться, - сказал Кази, поднимаясь на утес повыше, чтобы получше рассмотреть большие облака над морем. – Надо отвести Маторанов в безопасное место.
- Здесь не будет безопасного места, - ответил Та-Маторан. – Он пройдет прямо над островом. Иногда ураганы не так уж и опасны, но мы должны помнить, что произошло в прошлый раз и извлечь из этого уроки. На этот раз все может быть хуже.
- Ну, я помню, в прошлый раз – и то было достаточно плохо – но мы все же выжили. Никто не погиб, и пока мы остаемся вместе, мы с этим справимся, - сказал Кази.
- Ты, видимо, не понимаешь. На этот раз все очень сильно отличается. Ты думаешь, что в прошлый раз был ужас, а худшее еще впереди. Видишь ли, ураганы – необычное и редкое явление для этих широт. Обычный штормы может прийти и уйти, как ты много раз видел, но ураган вызывается таинственными причинами. В воздухе всегда присутствуют какие-то случайные сгустки элементарной энергии воздуха, но иногда воздушные течения сталкиваются в одном месте. Тогда, если большое количество элементарной энергии воздуха столкнется с обычным штормом, образуется циклон. Представь себе, когда множество элементарных энергий воздуха, и ветер, и сила шторма сталкиваются, они соединяются друг с другом, вызывая бесконечное вращение. Обычно, когда такое столкновение происходит над водой, циклон засасывает в себя еще и воду, таким образом формируя ураган. Чем больше элементарной энергии воздуха, тем сильнее шторм. Всего через несколько минут ветер станет ураганным, и будет сметать все на своем пути. Элементарные энергии воздуха усиливаются, и если я прав, этот ураган будет более смертоносным, чем прошлый. Намного более смертоносным.
Кази вздохнул, и обернулся, глядя назад, на деревню:
- Тогда давайте попробуем сделать по крайней мере то, что сможем.
***
Итак, ураган приближается. И на этот раз он будет ужаснее и смертоноснее, чем прошлый, о котором говорили мои друзья, и он принесет большие трудности. Может быть Великий Дух будет милосерден… Но разве он когда-нибудь был милосердным? Возможно, служи о том, что Мата Нуи заснул, правдивы. Если это так, то мы все уже осуждены на смерть. Я (и остальные Матораны) чувствую это. О, я хочу, просто мечтаю, чтобы к нам пришла группа сильных и мудрых Тоа, - уж они-то знали бы, что делать. Но пока что мы можем надеяться только на себя.
Гаран сказал, что было бы мудро отвести Маторанов подальше от моря - как будто мы можем «отгадать», куда наименее вероятно обрушится вся эта сила. Я думал спрятаться в пещерах, пока не пройдет шторм, но Гаран сказал, что в пещере мы рискуем оказаться пойманными в ловушку. Так что в данный момент я пребываю в полной растеряности…
Я понимаю, что, делая эти записи, ничем не помогаю Маторанам, так почему же я продолжаю тратить на них свое время?
Кази
***
В тот же день, немного позднее, Кази и Гаран объяснили проблему остальным Маторанам, чтобы заставить их беспокоиться. Но те жили такой тяжелой жизнью, что не понимали, насколько плохо все может быть на этот раз.
- Мы должны уйти подальше от моря, так будет безопаснее, - предложил Гаран.
- Безопаснее? – фыркнул в знак возражения один из Маторанов. – Безопасного места, куда можно уйти, не существует, ураган ударит по всему острову.
Кази скривился:
- Мы ПОЙДЕМ подальше от моря, если только вы не хотите умереть. К счастью, на острове есть пещеры, которые могут выручить нас во время шторма.
Все замолчали, пытаясь прийти в себя или решить, мудро ли предложенное.
В конце концов, Далу выступила из толпы и кивнула Кази:
- Я пойду с тобой.
Потом она повернулась к остальным:
- Мы должны действовать вместе… помогать друг другу. У нас должно быть единство! Только так мы можем выжить сейчас и в будущем. Мы нужны друг другу.
И когда Далу произнесла эти короткие, но сильные слова, все как бы увидели главное. И в конце концов глаза каждого, кивки и даже несколько одобрительных восклицаний выразили, что они готовы.
Это обрадовало Кази. Он продолжил:
- Тогда давайте пойдем, возьмем все что необходимо, и уйдем отсюда как можно скорее.
Матораны отправились на сборы, хотя Кази пказалось, что в реальности им не очень-то хотелось куда-то идти.
Ко-Маторан глубоко вздохнул, и, спрыгнув с большого камня, на котором стоял с Гараном, направился вниз к ожидающей его Далу.
- Спасибо за помощь, - сказал Кази, улыбаясь Далу.
- О, какие пустяки. Просто бывает нужно сказать несколько ободряющих слов в поддержку… Иногда.
- Удивляюсь тебе, - ответил Кази, поддразнивая ее. – А теперь - приготовимся.
***
В это время пошел дождь, и ветер усилился. Странно: только что все вокруг было тихо и мирно (или настолько мирно, насколько могло быть на Войя Нуи), а в следующий момент превратилось в кошмар: облака стали темными, как ночь, и гром сотрясал землю с неожиданной силой.
Хуже всего был ветер – коротко говоря, удары так и сыпались на деревья сверху, превращая их в месиво. Каким же могущественным иногда может быть воздух!
Казалось, Матораны Войя Нуи шли без остановки. Они были уже близки к месту своего назначения, но оно казалось еще таким далеким. Теперь им следовало пересечь каменистую местность, и это был хороший знак – значит, пещеры близки.
Чуть позже, они увидели множество пещер. Они казались достаточно прочными, чтобы укрыть Маторанов, и если даже их и завалит в пещере, не достаточно ли здесь Маторанов, чтобы прорыть себе дорогу обратно?
Кази помогал нескольким Маторанам подняться на крутой выступ, когда к нему подбежал Пирук; он выглядел обеспокоенным, держал оружие наготове и смотрел вокруг, явно ища кого-то.
Ко-Маторан спрыгнул вниз и посмотрел в глаза своему другу:
- Что случилось?
- Э-э-э. Ничего.
- Скажи мне.
Пирук глубоко вздохнул:
- Но…
- Давай, говори!
- Ну… ладно. Смотри только, не урони маску, - ответил Пирук, руки у него дрожали. – Только не сердись на меня, пожалуйста, я говорил ей, чтобы она не…
- Говорил кому?
- Э-э-э… Далу. Ей хотелось увидеть ураган, и она сказал, что, если увидит, что там становится опасно, она сможет вернуться сюда к нам.
Кази уставился на него. Он не мог обвинять Пирука - уж если Далу упрется во что-нибудь, ничто не заставить ее изменить свое решение.
- Я пойду за ней, - сказал наконец Кази.
- Что? Тебе нельзя идти одному, я пойду тоже, это моя вина, что я никому не сказал.
- Нет, я не могу рисковать ставить под удар кого-то еще. Иди, и скажи Гарану, что я собираюсь делать… После того, как я уйду.
Пирук кивнул:
- Ладно, тогда поспеши, шторм уже совсем рядом.
***
Кази бежал быстрее, чем когда-либо в жизни. В глазах его была паника: где же Далу? Она не могла уйти слишком далеко, но была ли она в здравом уме?
Мысли пробегали в его голове одна за другой: где же она?… он никак не мог разобраться в этой путанице.
Он миновал открытую местность, и вошел в лес. Впереди он увидел Далу, она стояла в опасной близости от края маленького утеса, ее широко открытые глаза изумленно вглядывалась в открытое море – и в шторм. Кази едва не задохнулся, забираясь на утес. В ту же секунду он схватил ее за руку и рывком отдернул от края, но Далу, с ее быстрыми рефлексами, ударила его, и оттолкнула прочь, отбросив Ко-Маторана на несколько футов.
- О, Кази, ты меня напугал, - мгновенно выпалила она, взглянув на него в следующую секунду со слабой и почти смущенной улыбкой. – Я делала, как ты сказал, но я…
- Передумала? – огрызнулся Кази. – Далу, можешь, наконец, объяснить, что ты делаешь? Нам надо вернуться к остальным.
- Но взгляни на это! Как это великолепно… могущественно и жутко? Как может что-то подобное просто появиться из ничего?
- Эти вопросы можно обсудить, когда все это закончится, - ответил Кази. – Прошу тебя, нам нужно…
Неожиданно раздался громовой удар, и два Маторана, содрогнувшись, рухнули на землю. Кази, прикрывший вначале лицо, поднял глаза и увидел наклоняющееся к ним дерево. В следующий момент оно треснуло надвое.
- ДАЛУ! – крикнул Кази, стараясь перекричать ветер.
Она подняла глаза, увидела падающее на нее дерево и с испуганным визгом попыталась встать и отскочить с его дороги. К несчастью, ветер был слишком силен, и ей не удалось сдвинуться. Собрав все оставшиеся силы, Кази приподнялся, схватил ее за руку и отдернул с дороги падающего дерева.
Далу схватилась за него, как утопающий за соломинку. Разрушительная сила встряхнула землю, и отбросила Маторанов на несколько футов от того места, где они находились. На край огромной скалы.
Кази отчаянно пытался ухватиться за землю, но ветер дул все сильнее и бил его по лицу. Он разжал руки и почувствовал, что медленно сползает куда-то, потом, после ужасающего толчка, его скорость увеличилась и он начал кажущееся бесконечным падение. Он смутно различал камни, и смертоносное холодное море. Это конец? Это его судьба?
Он закрыл глаза, ожидая, что сейчас все кончится…
***
Фантастическая красно-серебряная фигура положила нокаутированного Маторана за большим камнем недалеко от того места, куда он упал. Он знал, что, раньше или позже, Далу непременно найдет Ко-маторана, и, хотя они и были, к счастью, невредимы, Аксонн готов был прийти на помощь в любой момент. Затем Аксонн придал сцене такой вид, как будто он никогда здесь не появлялся. Слегка усмехаясь, он ушел.
***
Холодная вода плеснула ему в лицо, потом еще раз. Кази слегка приоткрыл глаза – все вокруг расплывалось. Где он? В каком-то другом загробном мире?
Наконец все прояснилось: он лежал на мху, где-то в лесу. Было еще темновато, но сквозь деревья уже проглядывал свет.
- Ты пришел в себя! – сказал чей-то голос. Кази повернул голову и увидел счастливую Далу. Она нагнулась и обняла его. – О, слава духам, ты пришел в себя, - воскликнула она. – Это поразительно как тебе удалось спастись. Я думала, ты погиб.
- Я… я не помню, как я спасся после падения, - промямлил удивленный Кази. – Я думал, ты знаешь…
Она покачала головой:
- Нет. Но не беспокойся об этом, хорошо? Ты жив, и это единственное, что важно, просто прими это как…дар Мата Нуи.
Кази признал это логичным – не было способа узнать, что за «волшебство» спасло его. Кто-то спас его…
- Пойдем, - сказала она. – Если ты в состоянии, я бы хотела найти остальных Маторанов и вернуться обратно в деревню. Ураган почти закончился, не считая небольшого дождя и облаков на небе.
- Который час? – спросил Кази, поднявшись.
- Около полудня, я думаю. Недавно только перестало штормить, но пошли!
На полдороги они встретили остальных Маторанов и Гарана. Гаран был по-настоящему счастлив видеть, что с ними все в порядке, и сказал, что все обошлось.
- Было страшно, но все живы, - сказал Гаран. – Остается только надеяться, что этого не случится снова.
После этого они продолжили спуск в деревню, беспокоясь о том, что произошло с ней.
***
Тишина была первым, что поразило Кази, когда он увидел деревню.
Крыши были снесены, на многие дома упали деревья, и некоторые не подлежали восстановлению. Кроме того, вся округа была затоплена.
- Ну, по крайней мере, теперь у нас есть вода, - тихо сказал Пирук.
- Она высохнет, прежде чем мы сможем выпить ее, - вздохнул Кахи. – О, это безнадежно. – Он сел на ближайший камень и прижал руки к маске. – Почему это произошло… Почему это все должно было произойти? Почему мы не могли нормально жить с Турагой, бдительными Тоа, и в каком-нибудь хорошем месте? Мы здесь потому, что Великий Дух захотел посмеяться? – выкрикнул он, глядя на небо со смесью гнева и печали.
Далу подошла к нему и взглянула на него:
- Но у нас есть нечто особое, что-то, что всегда будет помогать нам при всех бедах.
- А? – сказал Кази, устало глядя на нее.
- Надежда, - сказала она, - что в будущем мы освободимся от этого проклятия, и эта надежда будет сильнее, если мы пойдем вперед с высоко поднятыми головами. Давайте не будем тревожиться и падать духом от трудностей, не будем отчаиваться.
Она нагнулась и с улыбкой посмотрела на него:
- Матораны должны хранить любовь и дружбу, до горького или светлого конца. Все будет хорошо, неважно, насколько зол мир, и всегда будет свет, пусть иногда все и кажется совсем темным.
Кази был поражен мудрыми словами Далу, он никогда не думал, что она может произнести столь замечательную речь.
- Пошли, - сказала она, протягивая руку. – Поможем остальным восстанавливать деревню.
При входе в деревню, к Кази подошел Велика:
- Небо темно, но сквозь тьму сверкает луч света. Мы следует за этим светом, и он хранит нас, - сказал Велика. Кази с удивлением посмотрел на него, Велика пристально взглянул в ответ и пошел прочь…
***
Ураган миновал…. Они принес многочисленные повреждения, но все Матораны восстанавливают деревню – и может быть, она будет лучше, чем прежде. Ураган принес много огорчений, но, как сказала Далу: где-то всегда будет светить надежда, всегда, пока существуют Матораны, Тоа и все остальные в этом мире, кому нужен этот свет, и кто верит в него.
Любовь, Дружба, Надежда… я думаю, это просто другой способ сказать… Единство, Долг, Судьба.